г.Тюмень ул.Немцова, д.50/3
Вторник — Суббота:
10.00 – 18.00
Воскресенье, Понедельник:
выходной

Три способа быть стойким в жизни

Звонит будильник. Как же не хочется вставать! Нажимаю на кнопку «отложить на 5 минут». День, казалось, не предвещает ничего хорошего. Чувство бессилия и раздражения. Дел много, а делать ничего не хочется. Вообще. Снова опаздываю. Все как будто навалилось на меня. Все как назло. Где же помощь и поддержка, когда ее так не хватает? Если вам или вашим близким это знакомо, то эта статья может быть полезна.


Как быть стойким в жизни? Выдерживать ее невзгоды, ее вызовы, трудности? Как обратить скуку в радость, раздражение в спокойствие, плохое настроение в хорошее? Основные исследования феномена так называемой жизнестойкости провел Сальваторе Мадди. Это было в 70-х годах в США, штат Чикаго, но в очень сходных условиях с современными российскими кризисами.
В то время в США вышли суровые законы для телекоммуникаций. Компаниям в этой сфере грозили большие сокращения. Сотрудники одной такой компании знали, что через год штат сократят на четверть и над каждым из них нависла угроза увольнения, все испытывали огромный стресс. И тогда менеджеры обратились за помощью к психологам.
С.Мадди с коллегами сумели определить, что является главной защитой в эффективном совладании со стрессом и его негативными последствиями. Мадди выделил несколько компонентов жизнестойкости личности, которые взаимно подкрепляют и усиливают друг друга.
Первый компонент — ВОВЛЕЧЕННОСТЬ. Это интерес к своей жизни, ощущение живого участия в ней. Способность получать удовольствие в процессе. Прямо сейчас. Глубокое внимание к происходящему в жизни дает больше результатов. Ведь когда вы внимательны к настоящему моменту, то замечаете больше его аспектов, а от внимания к себе вы лучше осознаете свои чувства. А значит у вас больше шансов для улучшения ситуации и правильного действия в ней. Больше защищен от стресса тот, кто настроен на активные действия в событиях своей жизни. «Если вы чувствуете уверенность в себе и в том, что мир великодушен, вам присуща вовлеченность» (Maddi, 1987).
Для развития вовлеченности хороши занятия аутогенной тренировкой, помогающие создать спокойный расслабленный фон, хорошее самочувствие, активную установку по отношению к своему состоянию и базу для дальнейших личностных позитивных изменений.
Упражнение: Возьмите кусочек яблока (или любую другую пищу). 1. Положите его на ладонь. Ваша задача отнестись к этому предмету пищи с большим любопытством — так, как будто вы видите его впервые. Внимательно осмотрите его, выделяйте его визуальные качества — цвет, форму, контуры, детали. 2. Далее обратите внимание на тактильные ощущения, каков этот кусочек по фактуре, весу. Можете закрыть глаза, чтобы осталась только ваша рука и эти впечатления. 3. Затем узнайте, каков аромат этого кусочка и постарайтесь определить, какие эмоции и ассоциации он у вас вызывает. 4. Теперь, наконец, можно попробовать на вкус этот самобытный кусочек яблока. Прочувствуйте каждое впечатление и их изменения, каждый нюанс контакта с ним — все оттенки вкуса, то, как движутся ваши челюсти, выделяется слюна, работают мышцы. Затем вы можете использовать этот метод и с другими вашими повседневными действиями. Такое упражнение позволит получить новые впечатления и выделить больше своих чувств, мыслей, получить больше опыта и удовольствия. Больше осознается то, что было автоматическим действием.
Второй компонент — КОНТРОЛЬ. Это вера в то, что усилия и борьба способны повлиять на результаты происходящего. Борись до конца! Даже если в глобальном смысле поменять ситуацию нельзя, человек способен найти, пусть небольшие, но конкретные возможности, чтобы улучшить свои условия, повлиять на них. Такой человек ощущает, что сам выбирает то, что он делает. Выбирает свой путь.
Для развития контроля — придумайте или вспомните стрессовую ситуацию и найдите 2 способа ее разрешения.
Упражнение: Обратите внимание на ту ситуацию в которой вы сейчас находитесь прямо сейчас. Какую пользу вы можете извлечь из нее, как вы можете использовать это время? Найдите 5 новых способов действия для развития и получения пользы. Даже если вы едете в общественном транспорте или читаете поздно ночью, словом, в не очень удобных условиях для широких практик — это могут быть самые простые действия — прикрыть глаза для отдыха, размяться, дыхательные упражнения (полезные действия можно совмещать!).
Третим компонентом Мадди выделяет ПРИНЯТИЕ РИСКА. Даже если успех не гарантирован, это не останавливает, человек все равно готов действовать. Жизненные ситуации при этом воспринимаются как вызов. Уже само принятие вызова, готовность с ним справится дает возможность получить опыт и необходимое для себя развитие. При этом негативный опыт — тоже опыт, на котором можно и нужно учиться. Человек с развитым принятием риска способен принимать решения в условиях неопределенности и действовать без гарантии успеха, оставаясь открытым окружающему миру.
Чтобы улучшить работу компонента принятия риска, подумайте о таких вопросах: Как я могу выполнять конкретную деятельность с большей эффективностью и удовольствием, пользой для себя? Простой пример — некоторые, кому не очень нравится заниматься уборкой, выбирают петь во время этого или включить любимую музыку погромче(можно использовать наушники). Тем самым они извлекают больше приятного и полезного опыта из своих дел.
Упражнение: Вспомните несколько своих опытов успешного решения проблем и задач(считаются даже небольшие победы — встать пораньше, сказать комплимент близким и т.д). Что в вашей личности помогло вам? Как вы можете развить и поддержать эту часть себя?
Как же формируется жизнестойкость? На формирование такого отношения к жизни в детском и подростковом возрасте прежде всего влияют отношения с родителями. Например, развитию вовлеченности способствует принятие, одобрение и любовь со стороны родителей. Развитие контроля обеспечивает поддержка инициативы ребенка и его стремления решать все более сложные задачи. Для принятия риска важным оказывается богатство впечатлений и разнообразие среды.
При этом жизнестойкость это не что-то неизменное и навсегда затвердевшее в характере. Ее можно тренировать и позднее в течении жизни. Но вместе с тем, это не просто черта, а скорее система установок, которая определяет здоровые отношения личности с миром. Это позитивное мироощущение, которое превращает препятствия и стресс в источник развития и роста, придает жизни ценность в любых условиях.

Курсивом — вне(внутри, отдельным абзацем) текста статьи: Жизнестойкость связана с устойчивым переживанием человеком своих действий и происходящих вокруг событий как интересных и радостных (вовлеченность), как результатов личностного выбора и инициативы (контроль) и как важного стимула к усвоению нового (принятие риска).

Камышан Вадим

Список литературы:
1. Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 6. С. 87—101.
2. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006.